Содержание
- Разработка интерактивных заданий (ребусов по информатике) в программе MS PowerPoint с использованием языка VBA
- Презентация к уроку информатики «Понятие ребуса. Создание ребусов с помощью OpenOffice.org Writer»
- Проектная работа «Как создать ребус»
- Предварительный просмотр:
- Проектная работа «Как создать ребус»
- Предварительный просмотр:
- Как разгадывать ребусы?
- ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ
- РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ
- РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ
- РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ
- РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»
Как сделать ребус в powerpoint?
Разработка интерактивных заданий (ребусов по информатике) в программе MS PowerPoint с использованием языка VBA
Выполнив данную практическую работу, обучающиеся научатся создавать интерактивные задания (ребусы по информатике) в программе MS PowerPoint с использованием языка VBA.
Просмотр содержимого документа
«Разработка интерактивных заданий в программе MS PowerPoint с использование языка VBA»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
297407, Российская Федерация, Республика Крым, город Евпатория, ул. Полупанова, д. 27, тел. (06569) 3-15-22,
е -mail: mboudodsut@bk.ru
открытого учебного занятия
кружок «Компьютер и информационные технологии», группа 2 – А
Тема учебного занятия: «Разработка интерактивных заданий в программе MS PowerPoint с использованием языка VB A ».
Цель учебного занятия: систематизировать и обобщить знания, полученные обучающимися на предыдущих учебных занятиях и научить создавать интерактивные задания (ребусы по информатике) в Microsoft Power Point 2010.
Задачи учебного занятия:
получить практические навыки работы в программе Microsoft Power Point 2010:
разрабатывать интерактивные задания (ребусы по информатике) в программе MS PowerPoint с использованием языка VB A ;
формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли.
развивать творческие способности, память, мышление обучающихся, навыки индивидуальной практической деятельности.
воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.
Тип учебного занятия: формирование новых знаний, навыков и умений .
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Дидактические материалы: карточки с заданиями.
Ход учебного занятия.
ТБ при работе за компьютером;
Актуализация опорных знаний:
Мотивация учебной деятельности обучающихся:
Выполнение практической работы;
Итоги учебного занятия:
Вы умеете создавать презентации, которые помогают грамотно раскрыть изучаемую вами тему.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода учебного занятия.
2. ТБ при работе за компьютером.
3. Актуализация опорных знаний:
Для чего нужны презентации?
Из чего состоит презентация? Какие шаблоны оформления слайда вам известны?
Какие объекты могут размещаться на слайде?
Как настроить анимацию для объектов, размещённых на слайде?
Какие способы переходов от слайда к слайду вам известны?
4. Мотивация учебной деятельности обучающихся:
умение создавать презентации позволяет красочно и интересно представить исследовательскую работу или проект, творческую работу, с демонстрацией анализа проведенных исследований, наблюдений и опытов по теме научно-исследовательской работы, проекта для участия в конкурсах: «Я – исследователь» (учащиеся 1 – 4 классов), «Шаг в науку» (учащиеся 5 – 7 классов), конкурсах-защитах научно-исследовательских работ Малой академии наук «Искатель» (учащиеся 8 – 11 классов), в научно-практических конференциях;
презентации позволяют проводить быстрый визуальный анализ качества проделанной работы.
5. Теоретическая часть.
В программную среду MS PowerPoint , как, впрочем, в MS Word и MS Excel, «вложен» один из простейших для освоения, но достаточно богатый по своим дидактическим возможностям визуальный язык программирования Бейсик для приложений – Visual Basic for Applications (VBA). Благодаря этому встроенному языку, на базе PowerPoint можно создавать интерактивные программные продукты учебного назначения с элементами управления, т.е. полноценные электронные образовательные ресурсы (ЭОР). VBA относится к языкам объектно-ориентированного программирования. Объект позволяет рассматривать данные вместе с программным кодом, предназначенным для их обработки. Каждый объект имеет ряд свойств, которые можно изменять как непосредственно на экране, так и в специальном окне свойств, т.е. применять технологию визуального программирования. Суть программирования VBA заключается в двух понятиях: событие (например, щелчок мышью или нажатие клавиши) и отклик на него. Если пользователь производит какое-то воздействие на систему, например, нажимает кнопку, тогда в качестве отклика выполняется программный код созданной пользователем процедуры. Если такой отклик не создан, т.е. не написана соответствующая процедура, то система никак не реагирует на данное событие. Таким образом, действия, происходящие в системе, являются событиями, а отклики на них – процедурами.
Перед началом работы со встроенными объектами, необходимо активировать вкладку Разработчик. Если вкладка не отображается на Ленте, то необходимо нажать кнопку Microsoft Office
, затем – Параметры PowerPoint. Выбрать категорию Основные, установить флажок Показывать вкладку разработчика на ленте и нажать кнопку OK (рис.1).
Рис. 1 Окно «Параметры PowerPoint»
На Ленте должна появиться новая вкладка Разработчик (рис.2)
Рис. 2 Вкладка «Разработчик»
В левой части блока Элементы управления на вкладке Разработчик расположены следующие интерактивные компоненты с функциями обработки событий (программируемые элементы управления):
Label – подпись для отображения текстовой информации;
TextBox – поле для ввода данных с клавиатуры;
CommandButton – командная кнопка;
CheckBox – переключатель типа «флажок»;
OptionButton – переключатель типа «радио-кнопка»;
ListBox – (раскрытый) список;
ComboBox – раскрывающийся список;
ScrollBar – полоса прокрутки и др.
Для того чтобы добавить элемент управления на слайд, нужно выбрать этот элемент (курсор при этом приобретет форму перекрестья) и, удерживая левую клавишу мыши, «нарисовать» этот элемент на слайде.
Для изменения свойств элемента управления необходимо выполнить щелчок по элементу Свойства или выбрать в контекстном меню (вызывается правой клавишей мыши) пункт Свойства. Откроется окно Properties (рис.3).
Рис. 3 Окно «Свойства»
Написание программного кода, назначаемого какому-либо объекту и происходящему с ним событию, производится в окне программного кода (рис. 4), которое вызывается:
щелчком по кнопке Исходный текст (на вкладке Разработчик);
выбором пункта Исходный текст в контекстном меню;
двойным щелчком по элементу управления.
Рис. 4 Окно программного кода
Как видно на рисунке 4, часть программного кода появляется в окне автоматически. Изменять его не рекомендуется. Набор программы осуществляется с текущей позиции текстового курсора.
Используя средства языка VBA на слайдах MS PowerPoint, можно решать самые различные интерактивные образовательные задачи (введение учебного материала в диалоговом режиме, создание тренажеров, ребусов, обучающих программ, викторин, тестов и т.п.).
Далее, на примере создания интерактивного ребуса, будет раскрыта технология разработки интерактивных заданий.
РЕБУС (от лат. Rebus – при помощи вещей) – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Работая с интерактивным ребусом, пользователю необходимо разгадать его, ввести правильный ответ в специальное поле, нажать кнопку «проверить» и получить комментарий на введенный ответ. Если введен неверный ответ, то после щелчка по кнопке «очистить» введенный текст и комментарий исчезнут и можно будет ввести новый ответ.
6. Выполнение практической работы. Технология разработки интерактивного ребуса
Запустите приложение MS PowerPoint.
На вкладке Главная в группе Слайды щёлкните Макет, затем выберите «Пустой слайд».
Разместите на слайде изображения для ребуса.
На вкладке Разработчик в левой части блока Элементы управления выберите элемент Поле ( TextBox 1) и растяните прямоугольное поле под ребусом.
Аналогично добавьте на слайд две Кнопки ( CommandButton 1, CommandButton 2) и элемент Подпись ( Lebel 1).
Выделите кнопку CommandButton 1 (одним щелчком левой кнопки мыши), затем на вкладке Разработчик в правой части блока Элементы управления выберите Свойства. В появившемся окне Properties измените свойство Caption на «проверить» и нажмите Enter .
Выделите кнопку CommandButton 2 и измените свойство Caption на «очистить». А для элемента Подпись ( Lebel 1) необходимо удалить текст в свойстве Caption .
Запрограммируйте кнопки. Дважды щёлкните левой кнопкой мыши по кнопке «проверить», откроется окно программного кода.
В окне программного кода опишите событие для кнопки «проверить»:
Private Sub CommandButton1_Click()
If TextBox1.Text = « европа » Or TextBox1.Text = « Европа » Then Label1.Caption = « Верно ! Молодец» Else Label1.Caption = «Неверно, подумай хорошо.»
Пояснение: если в поле ввода пользователь ввел «европа» или «Европа», то элементу Подпись присваивается значение «Верно», иначе «Неверно»
Закройте окно программного кода. 10.
Дважды щелкните левой кнопкой мыши по кнопке «очистить». В окне программного кода опишите событие для кнопки «очистить»:
Private Sub CommandButton2_Click()
Пояснение: TextBox1.Text = «» — очищается поле ввода ответа, Label1.Caption = «» очищается комментарий.
Закройте окно программного кода.
Сохраните проект с именем Ребусы по информатике, выбрав тип файла «Презентация с поддержкой макросов» (Ребусы по информатике.pptm).
Запустите презентацию (F5) и протестируйте ребус.
По аналогии создайте ещё несколько слайдов с ребусами.
Для перехода от одного слайда к другому добавьте на каждый слайд Кнопку ( CommandButton 3) «Дальше». Для неё, выбрав кнопку «Свойства» на вкладке «Разработчик» введите программный код:
Теперь можно изменить параметры шрифта для поля ввода и комментария. Для этого выделите элемент Поле (одним щелчком левой кнопки мыши), затем на вкладке Разработчик выберите Свойства. В появившемся окне Properties найдите свойство Font и справа от него кнопку . Щелчок по этой кнопке вызовет диалоговое окно «Шрифт», где можно будет задать свойства шрифта для элемента Поле. Цвет текста – свойство ForeColor, выравнивание – TextAlign. Аналогично установите параметры шрифта для элемента Подпись.
Сохраните презентацию, выбрав тип файла «Демонстрация с поддержкой макросов» (Ребус.ppsm). Презентация будет работать как приложение. При запуске приложения появится окно «Оповещение системы безопасности», где необходимо выбрать пункт «Включить это содержимое». Закрывая файл, ответьте «Нет» на предложение сохранить изменения.
Примечание: если презентация будет состоять из нескольких слайдов-ребусов, то организовать переход к новому ребусу можно по кнопке «далее». Для выхода из приложения можно добавить кнопку
Private Sub CommandButton3_Click() //событие для кнопки «далее» ActivePresentation.SlideShowWindow.View.Next //переход на след. слайд End Sub Private Sub CommandButton4_Click() //событие для кнопки «Х» ActivePresentation.Close //закрыть презентацию End Sub
Сохраните презентацию и покажите работу педагогу.
8. Итоги учебного занятия
Ответьте на следующие вопросы:
Что такое презентация?
Как запустить Microsoft Power Point? Какие пути создания презентаций предлагает Power Point?
Какие режимы работы с презентацией имеет Power Point? В чем преимущества и недостатки каждого режима?
Каково назначение областей окна Power Point в обычном режиме: структуры, слайда, заметок?
С какой целью используются образцы оформления слайдов?
Опишите назначение инструментов панели рисования.
Докажите на примерах операций с элементами презентаций единство графического интерфейса Power Point и других приложений Windows.
Какие особые свойства имеют слайды?
Что такое анимация, как выполняется настройка анимации слайда?
Какими путями готовая презентация доставляется пользователю?
Сравните три способа показа слайдов на экране: управляемый докладчиком (полный экран, окно), автоматический, сфера и особенности их применения.
Какие возможности автоматизации работы предоставляет пользователю PowerPoint?
Какими способами в PowerPoint достигается единообразие в оформлении презентации?
Для чего используется объектно-ориентированный язык VBA в программе Microsoft Power Point ? Как он используется в других программах, которые входят в пакет MS Office ?
Презентация к уроку информатики «Понятие ребуса. Создание ребусов с помощью OpenOffice.org Writer»
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие ребуса. Создание ребусов с помощью OpenOffice.org Writer
Ребусы 1. Если изображается какой-либо объект, то его обозначение и будет словом-ответом. ёж: сер ёж ки — серёжки 2. Если изображается какой-либо перевернутый объект, то слово-ответ записывается не слева направо, а наоборот. Слово “КОТ” переворачиваем и получаем слово “ТОК”
3. Если изображается какой-либо объект и сверху справа (слева) от него ставятся запятые, то из слова ответа справа (слева) убирается такое количество символов, сколько указано запятых. 4. Если изображается какой-либо объект и над ним перечеркнутые буквы, то из слова-ответа эти буквы следует удалить. Картинка означает слово “КАТОК”. Убираем две буквы с начала слова и получаем слово “ТОК”. Слово “КАССЕТА”, убираем буквы Е и Т и получаем слово “КАССА” Ребусы
5. Если изображается какой-либо объект и над ним записываются равенства типа А=Б, то в слове-ответе необходимо заменить первую букву равенства второй, в данном случае букву А заменить буквой Б 6. Если изображается какой-либо объект и над ним записываются в определенном порядке числа, то новое слово составляется из слова-ответа путем перестановки букв в той последовательности, как записаны числа. Слово “ЛИСА”, меняем букву С на букву П и получаем слово “ЛИПА” Слово “ГРОЗА”, берем буквы этого слова в указанном порядке и получаем слово “РОЗГА” Ребусы
Ребусы 7. Для предлогов «на», «над» и «под» применяется дробь. «ПОДУШКА» — под-уш-ка «ФОНАРЬ» — фо-на-рь 8. Если объекты изображены один за другим, то прибавляются предлоги «до», «за» или «перед». «ЗАЯЦ» — за-я-ц
Ребусы Для шифровки слов обычно используются сразу сочетание нескольких приемов и картинок. НАСОС. На букве С буква О (получаем НАСО, а из слова “МЕСЯЦ” убираем по две буквы слева и справа (остается С). АТАКА. К букве А добавляем слово “СОБАКА”, из которого убираем две первых буквы (БАКА), а букву Б меняем на Т. Кстати, обратите внимание, что буква Б, дает нам подсказку, что это именно «СОБАКА», а не “ПЁС” или “ЩЕНОК”
Создание ребусов в OpenOffice.org Writer Создадим простейший ребус – вода. Для этого необходимо в букву О поместить слово ДА. Для изображения большой буквы О используем фигуру Кольцо из Основных фигур панели Рисование
Создание ребусов Теперь необходимо в букву О поместить слово ДА. Делаем двойной щелчок мышкой на фигуре и пишем слово Подбираем необходимый размер букв. Ребус готов!
Создание ребусов Создадим следующий ребус – зашифруем слово НАДЕЖДА (над Е ЖДА). Для этого напишем буквы ЖДА, на следующей строке – Е. Подберем необходимый размер и цвет букв. Нарисуем между буквами линию необходимого цвета и толщины. Ребус готов!
Создание ребусов Следующий ребус – слово ЗАКАТ (за КА Т). Для этого создадим два прямоугольника, в один напишем буквы КА, в другой — Т. Подберем необходимый размер букв, заливку прямоугольников сделаем белой.
Создание ребусов Теперь переместим прямоугольники один за другим. Чтобы прямоугольник с КА был впереди, поставим его на передний план. Ребус готов!
Создание ребусов Зашифруем слово КОЧКА. Для этого используем два рисунка – КОТ и ОЧКИ. Вставим два рисунка из файлов.
Создание ребусов Из первого слова – КОТ – нам необходимо убрать 2 последние буквы, чтобы осталась буква К. Для этого на панели Рисование выберем Текст, вставим 2 знака запятой, придав им необходимый размер.
Создание ребусов Во втором слове – ОЧКИ – необходимо поменять букву И на букву А. Для этого также создадим текстовую надпись. Ребус готов!
Создание ребусов Зашифруем слово ПОДОСИНОВИК. Разобьем его на 3 части – ПОДОСИ НОВ ИК. Для шифровки первой части используем прием расположения слогов – под О СИ (разместим слог СИ под буквой О). Для этого используем пункт Текст на панели Рисование, в надписи разместим в первой строчке букву О, под ней – буквы СИ, между ними проведем линию, зададим необходимый цвет и размер. Сгруппируем полученные объекты.
Создание ребусов Для шифровки второй части – НОВ – используем картинку носа. В этом слове необходимо заменить букву С на В, для этого создадим над картинкой соответствующую надпись.
Создание ребусов Для шифровки третьей части – ИК– используем картинку книги. Из этого слова нам необходимы только 2 буквы – И и К, третья и первая. Укажем номера нужных букв в соответствующей надписи над картинкой . Ребус готов!
Используемые интернет-ресурсы Статья «Ребусы. Обзорный экскурс» http://rebuses.golovolom.com/index1.htm Статья «Ранее развитие детей. Ребусы» http://www.razumniki.ru/rebus.html Статья «Детские развивающие игры, уроки поделки» http://www.babylessons.ru/tag/golovolomki/ Фон для презентации http://oprezi.ru/fl/fon/prostoe-tvorchestvo-30.html Фон для презентации http://fantik47.rusedu.net/post/3117/55110 Изображение кота http://www.stihi.ru/2008/04/11/1552
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
Проектная работа «Как создать ребус»
Представляем творческий проект «Создание книжки ребусов»
Предварительный просмотр:
1.1. Выбор темы и обоснование проекта…………………………… 2
1.2. Определение критериев……………………………………………2
II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления ребусов……………………………………….3
2.2. Правила разгадывания ребусов…………………………………..4
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Охрана труда и рабочее место……………………………………..5
3.2. Необходимые материалы и инструменты………………………..5
3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»…..6
4.1. Анализ проделанной работы……………………………………….7
4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта………. 7
1.1. Выбор темы и обоснование проекта
На уроках русского языка нам предлагают задания, связанные с решением ребусов. У меня это получалось не очень хорошо. Единственно заметил, что в отгадках стоят имена существительные в именительном падеже. Некоторые ребусы я просто не мог разгадать и решил познакомиться с основными приемами, научиться самому составлять простые ребусы. Литературу по разгадыванию ребусов я не нашел в библиотеке. Тогда мне и пришла в голову мысль о том, чтобы создать «Азбуку ребусов», в которой показать правила составления и разгадывания ребусов и примеры на эти правила. Думаю, что эта «Азбука» поможет и другим ребятам научиться разгадывать и составлять ребусы, заодно повторять русский язык.
Цель моей работы – создать «Азбуку ребусов».
- Изучить литературу, материал в Интернете по данному вопросу.
- Изучить основные правила разгадывания ребусов.
- Подобрать и составить ребусы на имена одноклассников.
1.2. Определение критериев
1.Моя азбука будет выполнена из доступных и недорогих материалов.
2.Она будет изготавливаться для учащихся младших классов нашей школы.
3.Она обязательно будет интересной, красочной и оригинальной.
4.В единственном экземпляре.
II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления ребусов
Ребус — «Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков” С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного.
Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный «Еженедельный загадочный журнал «Ребус»
Журнал «Ребус» 1881 год
Журнал «Ребус» был очень популярным и просуществовал до 1918 года.
В 1937 году появились раскладывающиеся буклеты, которые носили название «Как читать ребусы» (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте.
В 1950-1980 года ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах.
Бурное развитие информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков — тем лучше. Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. А «смайлики»-это простое и эффективное средство выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить. 😉
2.2. Правила разгадывания ребусов
Особенность ребусного письма состоит в том, что слова в нем обозначаются изображениями разных предметов, «вещами». Разгадывать ребус несложно — что нарисовано, то и нужно читать.
Знаки препинания в ребусах не показываются; при расшифровке они восстанавливаются по смыслу. Не показываются они потому, что могут быть поняты иначе. Запятую – знак препинания – легко спутать с ребусной запятой – знаком исключения буквы от названия рисунка. Вопросительный знак ставится обычно там, где он необходим.
Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать «ребусную азбуку» и правила разгадывания (Приложение 1).
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучив литературу по данной теме, я выделил 13 основных правил составления ребусов. Теперь нужно было как-то оформить «Азбуку ребусов». Она должна быть красочной, понятной и удобной для использования. Я решил для каждого правила составить по несколько примеров (Прил. 2)
3.1. Охрана труда и рабочее место
Правила по охране труда:
- Необходим стол, позволяющий свободно разместить материалы и инструменты.
- Удалить из зоны творчества лишние предметы.
- Обеспечить хорошее освещение рабочей зоны.
- Соблюдать правила работы с компьютером.
- Следить за правильной осанкой.
3.2. Необходимые материалы и инструменты
Часть ребусов я нарисовал сам, часть мы рисовали вместе с сестрой.
Материалы и инструменты:
В ходе работы я столкнулся с проблемой – не все предметы получалось нарисовать красиво и понятно. Тогда на помощь пришел компьютер. Используя программу Microsoft Office, Интернет-ресурсы, я создал рисунки с ребусами.
Материалы и инструменты:
3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»
Последовательность выполнения работы
Оборудование, инструменты, материалы
Создание ребусов на компьютере в программе Microsoft Office
программа Microsoft Office
Распечатывание листов на принтере
Сборка «Азбуки ребусов»
4.1. Анализ проделанной работы
В начале своей работы я поставил перед собой цель – создать «Азбуку ребусов». Я изучил литературу по данной теме, выделил 15 основных правил составления ребусов, выполнил на каждое правило по несколько примеров. Оформил все свои рисунки в «Азбуку ребусов», которая, на мой взгляд, получилась красочная и интересная, а главное полезная.
Работая над этой темой, я многому научился: искать нужную информацию, работать с литературой, Интернетом, выделять главное из множества информации. Создавая рисунки на компьютере, я узнал о новых (для себя) возможностях программы Microsoft Office.
Моя работа может иметь практическое применение. Ее можно использовать на уроке русского языка, на внеклассных мероприятиях (КВН, викторина и т.д.)
4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта
Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся
1 пачка (500 листов)
Распечатка на цветном принтере
Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся
1.Я не нанес вред окружающей среде.
2.Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы.
- Дружинина М.В. Большая книга досуга. Сто затей для друзей: головоломки, ребусы, загадки, путаницы. М.: Дрофа-плюс. – 2007.
- Кириченко И. Н. Энциклопедия. Головоломки для детей и взрослых. Д.: Сталкер. 1997.
- http://rebus1.com/index.php?item=manual
- http://allforchildren.ru/rebus/rebus0-1.php
Правила разгадывания ребусов
Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее — читаем КО. Запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой — читаем ЛОН.
Правило 3. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра — это номер буквы в слове: 1 — первая буква слова, 2 — вторая буква, 3 — третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним — читаем ОК.
Правило 4. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом — буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И — читаем КИТ.
Правило 5. Буквы могут быть изображены внутри других букв.
Правило 6. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И — читаем ПОНИ.
Правило 7. В ребусах встречаются, так называемые, скрытые предлоги (на, перед, в, у, по, к, от, над, с, из, за, под). В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. При чтении рисунка с ними следует добавлять соответствующие рисунку предлоги. Например: под «В» ал (подвал), в «О» л (вол) или перед «А» ч а (передача) и т. д.
Правило 8. В ребусах используют числительные. Например: 40 А (сорока), 100 г (стог), 7Я (семья), рас100яние (расстояние).
Правило 9. Зачеркнутая буква говорит сама за себя, то есть при чтении данного слова зачеркнутую букву не читать. Если вместо зачеркнутой буквы стоит другая буква, следует данное слово читать с незачеркнутой, а с вновь написанной буквой.
Правило 10. Зачеркнутая цифра над рисунком или около него указывает, что в данном слове такую по счету букву не читать.
Правило 11. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»
Правило 12. Если предметы, цифры или буквы изображены один (меньший) возле другого (большего), то их названия читаются с добавлением предлога «у» или «при» (перед или между названий). Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б».
Правило 13. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль».
Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом. Знание этих основных правил поможет без особого труда разгадать тот или иной ребус.
Проектная работа «Как создать ребус»
Представляем творческий проект «Создание книжки ребусов»
Предварительный просмотр:
1.1. Выбор темы и обоснование проекта…………………………… 2
1.2. Определение критериев……………………………………………2
II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления ребусов……………………………………….3
2.2. Правила разгадывания ребусов…………………………………..4
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Охрана труда и рабочее место……………………………………..5
3.2. Необходимые материалы и инструменты………………………..5
3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»…..6
4.1. Анализ проделанной работы……………………………………….7
4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта………. 7
1.1. Выбор темы и обоснование проекта
На уроках русского языка нам предлагают задания, связанные с решением ребусов. У меня это получалось не очень хорошо. Единственно заметил, что в отгадках стоят имена существительные в именительном падеже. Некоторые ребусы я просто не мог разгадать и решил познакомиться с основными приемами, научиться самому составлять простые ребусы. Литературу по разгадыванию ребусов я не нашел в библиотеке. Тогда мне и пришла в голову мысль о том, чтобы создать «Азбуку ребусов», в которой показать правила составления и разгадывания ребусов и примеры на эти правила. Думаю, что эта «Азбука» поможет и другим ребятам научиться разгадывать и составлять ребусы, заодно повторять русский язык.
Цель моей работы – создать «Азбуку ребусов».
- Изучить литературу, материал в Интернете по данному вопросу.
- Изучить основные правила разгадывания ребусов.
- Подобрать и составить ребусы на имена одноклассников.
1.2. Определение критериев
1.Моя азбука будет выполнена из доступных и недорогих материалов.
2.Она будет изготавливаться для учащихся младших классов нашей школы.
3.Она обязательно будет интересной, красочной и оригинальной.
4.В единственном экземпляре.
II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления ребусов
Ребус — «Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков” С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного.
Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный «Еженедельный загадочный журнал «Ребус»
Журнал «Ребус» 1881 год
Журнал «Ребус» был очень популярным и просуществовал до 1918 года.
В 1937 году появились раскладывающиеся буклеты, которые носили название «Как читать ребусы» (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте.
В 1950-1980 года ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах.
Бурное развитие информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков — тем лучше. Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. А «смайлики»-это простое и эффективное средство выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить. 😉
2.2. Правила разгадывания ребусов
Особенность ребусного письма состоит в том, что слова в нем обозначаются изображениями разных предметов, «вещами». Разгадывать ребус несложно — что нарисовано, то и нужно читать.
Знаки препинания в ребусах не показываются; при расшифровке они восстанавливаются по смыслу. Не показываются они потому, что могут быть поняты иначе. Запятую – знак препинания – легко спутать с ребусной запятой – знаком исключения буквы от названия рисунка. Вопросительный знак ставится обычно там, где он необходим.
Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать «ребусную азбуку» и правила разгадывания (Приложение 1).
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучив литературу по данной теме, я выделил 13 основных правил составления ребусов. Теперь нужно было как-то оформить «Азбуку ребусов». Она должна быть красочной, понятной и удобной для использования. Я решил для каждого правила составить по несколько примеров (Прил. 2)
3.1. Охрана труда и рабочее место
Правила по охране труда:
- Необходим стол, позволяющий свободно разместить материалы и инструменты.
- Удалить из зоны творчества лишние предметы.
- Обеспечить хорошее освещение рабочей зоны.
- Соблюдать правила работы с компьютером.
- Следить за правильной осанкой.
3.2. Необходимые материалы и инструменты
Часть ребусов я нарисовал сам, часть мы рисовали вместе с сестрой.
Материалы и инструменты:
В ходе работы я столкнулся с проблемой – не все предметы получалось нарисовать красиво и понятно. Тогда на помощь пришел компьютер. Используя программу Microsoft Office, Интернет-ресурсы, я создал рисунки с ребусами.
Материалы и инструменты:
3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»
Последовательность выполнения работы
Оборудование, инструменты, материалы
Создание ребусов на компьютере в программе Microsoft Office
программа Microsoft Office
Распечатывание листов на принтере
Сборка «Азбуки ребусов»
4.1. Анализ проделанной работы
В начале своей работы я поставил перед собой цель – создать «Азбуку ребусов». Я изучил литературу по данной теме, выделил 15 основных правил составления ребусов, выполнил на каждое правило по несколько примеров. Оформил все свои рисунки в «Азбуку ребусов», которая, на мой взгляд, получилась красочная и интересная, а главное полезная.
Работая над этой темой, я многому научился: искать нужную информацию, работать с литературой, Интернетом, выделять главное из множества информации. Создавая рисунки на компьютере, я узнал о новых (для себя) возможностях программы Microsoft Office.
Моя работа может иметь практическое применение. Ее можно использовать на уроке русского языка, на внеклассных мероприятиях (КВН, викторина и т.д.)
4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта
Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся
1 пачка (500 листов)
Распечатка на цветном принтере
Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся
1.Я не нанес вред окружающей среде.
2.Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы.
- Дружинина М.В. Большая книга досуга. Сто затей для друзей: головоломки, ребусы, загадки, путаницы. М.: Дрофа-плюс. – 2007.
- Кириченко И. Н. Энциклопедия. Головоломки для детей и взрослых. Д.: Сталкер. 1997.
- http://rebus1.com/index.php?item=manual
- http://allforchildren.ru/rebus/rebus0-1.php
Правила разгадывания ребусов
Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее — читаем КО. Запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой — читаем ЛОН.
Правило 3. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра — это номер буквы в слове: 1 — первая буква слова, 2 — вторая буква, 3 — третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним — читаем ОК.
Правило 4. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом — буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И — читаем КИТ.
Правило 5. Буквы могут быть изображены внутри других букв.
Правило 6. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И — читаем ПОНИ.
Правило 7. В ребусах встречаются, так называемые, скрытые предлоги (на, перед, в, у, по, к, от, над, с, из, за, под). В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. При чтении рисунка с ними следует добавлять соответствующие рисунку предлоги. Например: под «В» ал (подвал), в «О» л (вол) или перед «А» ч а (передача) и т. д.
Правило 8. В ребусах используют числительные. Например: 40 А (сорока), 100 г (стог), 7Я (семья), рас100яние (расстояние).
Правило 9. Зачеркнутая буква говорит сама за себя, то есть при чтении данного слова зачеркнутую букву не читать. Если вместо зачеркнутой буквы стоит другая буква, следует данное слово читать с незачеркнутой, а с вновь написанной буквой.
Правило 10. Зачеркнутая цифра над рисунком или около него указывает, что в данном слове такую по счету букву не читать.
Правило 11. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»
Правило 12. Если предметы, цифры или буквы изображены один (меньший) возле другого (большего), то их названия читаются с добавлением предлога «у» или «при» (перед или между названий). Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б».
Правило 13. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль».
Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом. Знание этих основных правил поможет без особого труда разгадать тот или иной ребус.
Как разгадывать ребусы?
Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.
Слово «ребус» латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, «Non verbis sed rebus» — «Не словами, а при помощи вещей»). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.
Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса — это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ
РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ
ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО
СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ
ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА
Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица — общее название; стриж, ласточка, курица — частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.
Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».
Перевёрнутый НОС = СОН
КОЛБА + СА = КОЛБАСА
Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ
РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ
ГА МАК — ГА = МАК
БА РАБ АН — БА — АН = РАБ
КО МОД — КО, читаем справа налево = ДОМ
РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ
БА БОЧКА — БА = БОЧКА
КОРО В А = КОРОНА
Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ
Цифра СТО + буква Л = СТОЛ
РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА
Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА
Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА
ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ
СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ
ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ
ПАРА букв Д = ПАРАД
А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА
ПАЛ АТ КА = ПАЛКА
З А М ОК = МАЗОК
Сорок А = СОРОКА
З делим на К = ЗНАК
Пол буквы Е = ПОЛЕ
РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»
Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.
Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога «В» перед или между названиями.
В букве О буква З = ВОЗ
Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН
За буквой Л буква П = ЗАЛП
На букве С буква Т = НАСТ
Под буквой С кок = ПОДСКОК
С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ
Из букв Б буква А = ИЗБА
По букве Н разбросаны буквы И = ПОНИ
Применяются и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.
Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с прибавлением «У». Аналогично могут использоваться предлоги «С», «ОТ», «К», «ПО», и другие.
Буква Л у буквы К = ЛУК
От буквы Т буква О + буква К = ОТТОК
К буквам АП идёт ЕЛЬ = КАПЕЛЬ
КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ,
А КОСА НА УЛИЦЕ
» — тильда, 🙂 — смайлик, «§» — параграф и пр.
Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.